10 февраля 2024, 09:21
FacebookXVKTelegramWhatsAppEmail

Военный аналитик Игаль Левин: «Украина, если хочет победить, должна перенести войну на территорию России»

Татьяна Воловельская
detaly.co.il

Игаль Левин – офицер запаса израильской армии. В 2006 году он участвовал во второй Ливанской войне, а в 2009-м — в операции «Литой Свинец», в составе дивизии «Газа». Но известность в качестве военного аналитика ему принесла российская война в Украине, из которой он родом. С 2016 года Левин регулярно посещает Украину, делясь с ВСУ своими знаниями.

— С начала войны в 2014 году ко мне стали обращаться украинские офицеры с просьбой дать им различные консультации, — рассказал «Деталям» Игаль Левин. — Примерно с 2017-го я стал их обучать тому, что знаю: военному менеджменту, логистике, командованию и контролю, короче — военному искусству. Хотя каждая война не похожа на другую, но некоторые фундаментальные принципы везде одинаковы, именно на них я и делал упор. И сегодня украинские военные, – разведчики, минометчики и даже офицеры из сил специальных операций (ССО), которых я обучал, — говорят, что эти знания им очень пригодились на фронте.

Также я параллельно веду волонтерские проекты на своем канале. Недавно собрал миллион гривен на снаряжение одного из подразделений ГУР.

— Если сравнить состояние украинской армии в феврале 2022 года и в феврале 2024 года, какие самые существенные изменения вы можете выделить?

– В феврале 2022 году 98% оружия в Украине было либо советского, либо украинского производства. Западных вооружений совсем немного – кое-где противотанковые ракетные комплексы «Джавелин», кое-где ПЗРК «Стингер», но даже эти 2% прибыли в Украину накануне полномасштабного вторжения, и далеко не весь личный состав умел с этим оружием обращаться. А сейчас украинский парк техники и оружия принципиально иной. Уже больше половины артиллерии западного образца, калибр 155 мм почти вытеснил советский калибр 152 мм. Есть бригады, например 47-я механизированная, которые практически полностью воюют на западной технике. Советское оружие потихоньку «вышибается», а многие образцы и возобновить уже негде.

Не стоит забывать, впрочем, что Украина не только укрепилась западным оружием, но и нарастила за два года собственное производство боеприпасов, бронетехники, артиллерии, средств ПВО и РЭБ, беспилотников.

Ну и, конечно же, опыт. Украинская армия на сегодняшний день является носителем уникального боевого опыта и инновационных армейских решений. Этим она качественно отличается не только от ВСУ образца начала 2022 года, но и от большинства армий мира.

— Есть ли прогнозы о том, когда закончится эта война?

— Война в Украине закончится, когда закончится Россия. Пока она существует – в Украине будет идти война: или большая, или маленькая, или ограниченная — не важно. Пока есть Россия в ее нынешнем имперском формате, она не отстанет от Украины.

В России уже неоднократно были периоды смут, переворотов, революций и волнений. Так что нельзя исключать вероятность, что Россию снова начнет «лихорадить». Это даст украинцам окошко возможностей. Но в общем, главный фактор сегодняшней войны – это именно наличие самой России.

Украина не заинтересована в сильной и благополучной России. Чем Россия сильнее, тем она опаснее для своих соседей. История это не раз нам показывала, и нынешняя война не является исключением из правил.

— Украинская армия имеет преимущества перед российской?

— Я бы выделил два момента. Во-первых, более бережный подход к людям. Россия знаменита своими «мясными штурмами». Бесчеловечное отношение к своим же солдатам, которым ославилась российская армия, в украинской — гораздо более редкое явление. Причем это не следствие гуманизма высшего командного состава ВСУ — просто у Украины намного меньше человеческого ресурса, и разбрасываться им было бы крупнейшей стратегической ошибкой: страна просто закончится.

Нечто похожее наблюдалось и в Израиле в первые годы существования государства: наши отцы-основатели не были ангелами, но израильское население было крошечным по сравнению с миллионами арабов вокруг, из чего и растут корни израильского бережного подхода к жизни каждого солдата. У России же такой проблемы нет, она может кидать молоху войны практически бесконечный человеческий ресурс.

Тут существует разница между обывательским и военным взглядом на положение вещей. Невоенному человеку такой подход кажется кровожадным, бездушным, абсолютно неадекватным. Но военная логика работает по-другому, она заточена на решение задач: решили задачу — значит, хорошо. Поэтому, если «мясные штурмы» обеспечивают России победу и критически не исчерпывают ее ресурс, с военной точки зрения такая стратегия считается выигрышной.

Вопрос в том, что может противопоставить Украина такому подходу, если не может действовать аналогично. Залужный предложил концепцию армии роботов-дронов, а президент Владимир Зеленский публично объявил, что Украина произведет 1 млн FPV-дронов (квадрокоптеров). Мне кажется, это перспективное направление, которое нужно продолжать развивать.

– сообщают detaly.co.il