Демократия предотвращает монополию власти и угнетение властью народа. Демократический режим никогда не будет топтать протестующих ногами спецназовцев, бросать их в тюрьмы и убивать, как это происходит в Беларуси при режиме Лукашенко. Для того, чтобы удержаться у власти Лукашенко, как и другие диктаторы прибегает к насилию и убийствам. Протестные выступления в Белоруссии, начавшиеся вскоре после президентских выборов 2020 года, запомнились чрезвычайно жестокими действиями силовиков — в ход шли резиновые пули, дубинки, водометы, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. При этом жестокость, проявленная силовиками, была совершенно неоправданна и несоразмерна той опасности, которую могли представлять мирные демонстранты. Насилие продолжалось и в СИЗО, где задержанных подвергали избиениям и пыткам. Были среди милиционеров те, кто усердствовал по собственной инициативе, но большинство просто выполняли приказы.
Это были протесты против беззакония и лжи в Беларуси, говорит беларусская поэтесса и журналист Сабина Брило. В 2020 году многие люди, которые до этого вообще не интересовались политикой, увидели, как нагло власть фальсифицирует результаты президентских выборов. А когда первые протесты были жестоко подавлены силой, сотни тысяч людей вышли на улицы и выступили против насилия властей. Придя к власти в 1994 году, Лукашенко постепенно начал менять политико-правовую систему страны, взяв все в свои руки и создав вертикаль власти, которая подчиняется и служит ему одному. Это позволило Лукашенко продолжать последовательно и целенаправленно управлять страной, грубо нарушая права людей.
Все большие назначения в Беларуси делает лично Лукашенко. Он в Белоруссии единственный олигарх. Если ты с ним дружишь — у тебя все будет, а как только конфликт — едешь в тюрьму, как Виктор Бабарико (экс-председатель Белгазпромбанка, находится в СИЗО по обвинению в тяжких экономических преступлениях ). Лукашенко занимается тем, что просто уничтожает своих конкурентов. Человека могут среди бела дня похитить — и он пропадет без вести.
В книге «Государственный переворот. Практическое пособие», написанной бывшим советником президента Рейгана Эдвардом Люттваком еще в конце 1960-х, выведен эликсир выживания диктатуры в долгосрочной перспективе. Рецепт состоит из трех ингредиентов — эффективные репрессии, массированная пропаганда и нулевое экономическое развитие. В качестве успешного примера Люттвак приводит опыт «Папы Дока» — правителя Гаити Франсуа Дювалье, который, в общем и целом, построил свое правление на этой рецептуре.
Может показаться парадоксальным, что успешное экономическое развитие является проблемой для узурпатора власти. Но тому есть простое объяснение: экономическое развитие в конечном итоге приводит к росту политического сознания у населения, а потому противоречит политической стабильности, которая является первейшей заботой любого тирана. Люди на фоне роста благосостояния начинают интересоваться своими политическими правами и на них настаивать. Протесты 2020 года в Беларуси — доказательство этому.
По части репрессий и пропаганды линия поведения Лукашенко повторяет рецепт выживания «Папы Дока», отличаясь в деталях.
У государства, которое развивается вспять, прошлое становится будущим. Лукашенко не скрывает своих симпатий к Советскому Союзу и многое из своих политических, экономических и репрессивных практик заимствует оттуда.
Ханна Арендт в книге «Эйхман в Иерусалиме. Банальность зла» пишет об этом явлении в контексте внутренней эмиграции в Германии времен Гитлера, когда люди занимали посты, даже высокие, в иерархии Третьего рейха и после войны заявляли себе и внешнему миру, что «в душе были против» режима. Для того чтобы выжить в условиях нацистского террора и сохранить тайну своего «душевного противостояния», по признанию одного из таких внутренних мигрантов, приходилось «внешне казаться даже бо́льшими нацистами, чем сами нацисты».
Не так уж важно, сколько в этих откровениях правды и сколько самовнушения. Важно, что таких актеров, предвосхищающих ход мысли вождя не ради любви к его искусству, а ради места в нем, полно в коридорах власти в Беларуси.
После 2020 года влияние России на Беларусь значительно усилилось, так как режим Лукашенко активно ищет поддержки у другого диктатора ‐ Путина, хотя и по сей день это влияние не стало абсолютным, чтобы, например, считать Беларусь оккупированной россиянами де-факто, а тем более де-юре.