2 мая 2024, 20:06
FacebookXVKTelegramWhatsAppEmail

Литва пытается залечить советскую травму после 34 лет свободы

Поиск справедливости для жертв советского режима с целью залечить историческую травму стал главным приоритетом для Литвы. Уже 34 года прошло с тех пор, как она стала первой республикой, отделившейся от СССР.

Ауксуте Раманаускайте Скокаускене провела свое детство, живя под вымышленным именем, чтобы советские власти не выследили ее отца, который возглавлял вооруженное сопротивление Литвы советской власти в балтийском государстве после Второй мировой войны.

Полноценные государственные похороны Адольфаса Раманаускаса, схваченного в 1956 году и казненного в следующем году, устроили только шесть десятилетий спустя, в 2018 году, после того как археологи идентифицировали его тело в братской могиле.

«Меня всегда очень беспокоило то, что Советы оклеветали моего отца и других борцов за свободу», — сказала AFP Раманаускайте Скокаускене, бывший член парламента и инженер на пенсии.

«Для меня было очень важно, что теперь у меня есть могила, куда я могу прийти».

Выход Литвы из СССР 11 марта 1990 года спровоцировал год беспорядков, который привел к распаду Советского Союза в декабре 1991 года, что ознаменовало конец Холодной войны.

Хотя с тех пор литовцы добились впечатляющего экономического роста, особенно после вступления в ЕС и НАТО в 2004 году, эта балтийская страна с населением 2,8 миллиона человек также борется с одними из самых высоких в Европе показателей самоубийств, алкоголизма и эмиграции.

Некоторые критики обвиняют в этих социальных недугах хроническую бедность и высокий уровень неравенства доходов, но другие настаивают, что это также симптомы травмы, передаваемой из поколения в поколение, уходящей корнями в непереваренное прошлое.

"Может быть, наше общество больно, и имя болезни не коронавирус? Одной из причин депрессии литовцев может быть наша тяжелая и запутанная история", - сказал психотерапевтам высокопоставленный чиновник МИД Лаймонас Талат Келпса. и дипломаты на недавней конференции в Вильнюсе сосредоточили внимание на коллективной травме.

- Признание прошлого -

Эксперты предполагают, что историческая несправедливость и неспособность удовлетворить потребности жертв оказывают огромное влияние на общества, преследуемые историей.

По мнению Саймона Уэссели, профессора психологической медицины Королевского колледжа Лондона, признание прошлого важно как индивидуально, так и коллективно.

«Один человек может быть преступником, жертвой и сторонним наблюдателем в разные периоды своей жизни. То же самое происходит со странами и с культурой», - сказал он делегатам конференции.

«Иногда (прошлое) слишком болезненно признавать, но признать его мы должны», — сказал Уэссели.

- Бурная история -

Как и другие страны Балтии Латвия и Эстония, Литва была аннексирована Советским Союзом во время Второй мировой войны, а затем глубоко пострадала от депортации сотен тысяч ее жителей в сталинскую эпоху в Сибирь и Среднюю Азию в 1940-х и 1950-х годах.

Хотя эта троица десятилетиями оставалась под контролем Москвы, первые трещины начали проявляться с приходом Михаила Горбачева в Кремль в 1985 году.

В течение нескольких лет его политические и экономические реформы, связанные с перестройкой и гласностью, начали выходить из-под контроля, предоставляя литовцам возможность, которая не была упущена.

11 марта 1990 года литовские законодатели подавляющим большинством голосов проголосовали за независимость, включая повстанцев Коммунистической партии.

Москва признала независимость Литвы после неудавшегося переворота, устроенного сторонниками жесткой линии в советской столице в августе 1991 года. Четыре месяца спустя СССР был официально распущен.

С тех пор у стран Балтии были непростые отношения с Москвой, не в последнюю очередь из-за разных представлений о Второй мировой войне и советской эпохе.

В 2016 году Литва объявила бывшего сотрудника КГБ виновным в геноциде за его роль в аресте лидера партизан Раманаускаса. Европейский суд по правам человека утвердил приговор.

В прошлом году литовский суд заочно признал более 60 бывших советских чиновников виновными в военных преступлениях за их участие в кровавом подавлении движения за независимость в 1991 году, в результате которого погибли 14 мирных жителей и были ранены более 700 человек.

Москва настаивала на том, что судебный процесс был политически мотивированным. Он отказывается признать захват Советским Союзом стран Балтии оккупацией. Литва так и не получила извинений или возмещения ущерба.

– «Критический год» -

Ламберто Заньер, комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, предупредил, что 2020 год «потенциально может стать очень критическим годом», поскольку разногласия по поводу интерпретации истории растут.

Не называя стран, он заявил, что «признание, публичные извинения и возмещение ущерба» являются ключевыми элементами в стремлении к «историческому завершению».

Литва и другие центральноевропейские государства, в которых когда-то доминировал Советский Союз, недавно раскритиковали Россию за преуменьшение преступлений коммунистической эпохи и переписывание истории в политических целях.

Президент Литвы Гитанас Науседа считает Россию «самой большой долгосрочной угрозой» для своей страны и пообещал «дать отпор любым попыткам фабрикации истории».

Вильнюс также призывает коллег из ЕС не присутствовать на предстоящем в России параде Победы 9 мая, посвященном 75-летию окончания Второй мировой войны.

Но Литва также подверглась критике за неспособность признать роль местных нацистских пособников и за проведение сравнений между коммунистическим угнетением и нацистским Холокостом.

По мнению Дануте Гайлене, профессора психологии Вильнюсского университета, хотя признание жертв и преступников является предварительным условием для того, чтобы положить конец прошлому, это всего лишь первый шаг в исцелении исторической травмы.

«Мы не можем сказать, что мы здоровое и зрелое общество. Нам предстоит пройти долгий путь, но мы идем по нему», - сказала она.

© АФП

France 24 - Международные последние новости, главные новости и заголовки

Источник : https://www.france24.com/en/20200309-lithuania-seeks-to-heal-soviet-trauma-after-30-years-of-freedom