22 февраля 2024, 14:37
FacebookXVKTelegramWhatsAppEmail

Об истоках современного российского рабства

Население Московии, а позже России никогда не воспринимало себя гражданами и не имело никаких восходивших к античности прав, привилегий и гарантий. Напротив, оно по всем этим параметрам оказалось в русле классической восточной традиции, где господствовало так называемое "поголовное рабство", т.е. все были подданными всевластного правителя. Не слишком изменило в этом смысле ситуацию и принятие христианства в его не близком к античности западном, но в явно тяготевшем к восточным стандартам греко-византийском - православном - варианте, нормой которого было подчинение церкви государству. К тому же нельзя не учесть, что христианство распространялось среди рассеянного по обширной территории народа очень медленно. Кроме того, оно вынуждено было сосуществовать с языческими верованиями, а это способствовало - вопреки тому, что было в западном средневековье, - крайне замедленным темпам аккультурации.
Все это сыграло очень важную роль в том, что все западное воспринималось на Руси как нечто враждебное. Первый из известных русских военачальников, Александр Невский, нанес поражение западным рыцарям, за что прославился как великий герой и удостоился от русской церкви посвящения в святые. И в то же самое время Александр на коленях вползал в шатер ордынского хана, дабы получить от него в обход своего старшего брата Андрея ярлык на великое княжение. И здесь нечему удивляться: татарские ханы, подвергнув страшному разорению, а подчас и уничтожению русские города, стали на долгие века подлинными властителями Руси, тогда как русские князья, давно утратившие свойственные норманнам стандарты, были вынуждены считать себя зависимыми вассалами Орды. Зависимость, униженность, подвластность неожиданным набегам татар, приезжавших за сбором дани, - все это создавало в не приученном к гражданским свободам народе комплекс рабской по духу приниженности. Не с вилами в руках, но с великой покорностью вынуждены были беззащитные русские крестьяне встречать ханских баскаков и сопровождавшие их отряды конников, позволяя им делать с ними и с их женщинами все, что они пожелают.
Терпение и покорность были заложены в психологию русского народа еще варяжскими дружинами, приезжавшими время от времени в такие же деревни за сбором дани. Вначале порой возникали конфликты. Но после страшного погрома, устроенного княгиней Ольгой древлянам в качестве мести за убитого мужа, о мятежах больше нет упоминаний. Они уступили место подчинению. Вслед за тем покорность, все более очевидно превращавшаяся в рабскую по сути своей психологию, стала нормой отношений народа со всеми его господами, начиная с князей-рюриковичей. А когда на смену "своим" властителям пришли жестокие восточные кочевники, осевшие неподалеку от русских земель и жившие за счет поборов с крестьян, эти последние были практически окончательно превращены татарами в ордынских рабов.
Уничтожение татарского ига стало героической страницей в истории Руси. Но оно не привело к освобождению крестьян от рабской зависимости и тем более к изменению соответствующей этой привычной зависимости психологии, которая за столетия глубоко въелась в натуру людей. В результате на Руси возник так называемый сервильный синдром, который стал в последующем определять модус поведения народа. Он проявлялся не только и не столько в привычной покорности и приниженности перед лицом любого из власть имущих, но и в реальной постепенной утрате тех немногих прав, которые крестьяне имели прежде, даже во времена татарского ига.

Отпущенный на волю в 1861 году русский крестьянин был не готов к воле (вспомним чеховского Фирса из "Вишневого сада"). Он был тогда не подготовлен к ней в той же мере, как современный русский после реформ Горбачева и Ельцина оказался не слишком восприимчив к демократии и свободе. Важно обратить внимание на то, что и в том, и в другом случае это была не экономическая, а социально-психологическая неподготовленность, породившая иждивенческий синдром, т.е. привычку полагаться едва ли не во всем на волю хозяина (раньше - барина, в нашем случае - государства). Это вело народ к практическому неумению целиком полагаться только на самого себя.

Автор - Леонид Васильев- завкафедрой истории Высшей школы экономики, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН

Источник : https://www.hse.ru/news/1163603/1125162.html