После политических «чисток» 1937-1941 годов, в ходе которой РККА лишилась практически всего квалифицированного командного состава, уже на полковом уровне практически все командиры были вчерашними капитанами и майорами без академического образования, дивизиями командовали вчерашние, в лучшем случае, подполковники (а то и капитаны!), прыгнувшие туда с уровня батальона за год-два – и тоже без образования и какого-либо военного опыта, кроме строевой подготовки и политинформаций. Не верите? Читайте: «...Да что говорить, когда в тридцать девятом году мне пришлось быть в комиссии во время передачи Ленинградского военного округа от Хозина Мерецкову, был ряд дивизий, которыми командовали капитаны, потому что все, кто был выше, были поголовно арестованы» (© А. Василевский, после войны).
Может ли вчерашний капитан (ладно, майор) за полтора года стать хорошим комдивом военного времени? Нет, конечно. Это невозможно. Завхозом и кадровиком по мирному времени – еще туда-сюда, может и получится работать, но воевать – нет.
Высший же командный состав с академическим образованием и боевым опытом, мозг и душа армии, те люди которые «знали как» и умели воевать – был «органами» по приказу Сталина вырублен почти поголовно. Только в 1937-38 годах убито было больше половины комбригов, ¾ комдивов, 112% комкоров и 133% командармов (больше 100% получалось, когда вновь произведенных в соответствующие должностям звания тоже расстреливали). Да и после завершения т. н. «большого террора» аресты в армии продолжались, разве что чуть меньше расстреливали и больше в концлагеря отправляли нововведенных генералов и полковников вместо комбригов и комкоров. В итоге, к лету 1941 года еще оставшиеся в строю были запуганы «чекистами» до полного паралича воли и потери сознания. «Если бы не тридцать седьмой – тридцать восьмой годы со всей их атмосферой крайнего запугивания кадров, крайнего завинчивания гаек, крайней подозрительности к любому, не говоря уже о протесте, – к любому рапорту, обращению и так далее, то вы бы, очевидно, не вышли в предвоенной обстановке к границе, в лагерь без патронов и без снарядов» (© К. Симонов – неустановленному генералу после войны).
Такого успеха в физическом уничтожении и подавлении воли комсостава РККА не удалось повторить потом никому, даже Гитлеру. Понимали ли это в Берлине? Еще как понимали. При обсуждении нападения на СССР Гитлер прямо заявлял: «80 % командных кадров Красной армии уничтожены. Красная армия обезглавлена, ослаблена как никогда, это главный фактор моего решения. Нужно воевать пока кадры не выросли вновь.»
Результаты такой сталинской кадровой политики немного предсказуемы: вся четырехмиллионная довоенная Красная Армия была полностью уничтожена (по количеству потерь убитыми, раненными и пленными, конечно, не поименно) уже к октябрю 1941 года, в первую очередь из-за абсолютно некомпетентного командования. И что, вы думаете это остановило репрессии? Как бы не так: в 1941-1942 годах генералитет РККА уничтожался органами НКВД гораздо успешнее, чем Вермахтом. Лучше от этого не становилось, но зато «чекисты» могли «показать работу». Всё, на что оказались годны перепуганные пистолетами у затылка «ещевчеракапитаны» в роли комдивов и даже свежеиспеченные из подполковников «генералы» – это слепо выполнять даже самые идиотские приказы «политического руководства», покорно и даже с показным энтузиазмом ведя своих солдат на бойню.
Ну и вишенкой на торте: за годы войны органами НКВД было только по приговорам трибуналов расстреляно советских солдат и офицеров числом около 20 дивизий (по штатам 1942 года). В это число не входят, обратите внимание, отправленные на смерть в штрафные роты и в концлагеря, а так же расстрелянные без суда «оперуполномоченными» и заградотрядами.
Так что тем пропагандонам и путинским "историкам", кто сегодня аппелирует к количеству жертв, как аргументу про "решающую роль СССР в борьбе с Гитлером", не худо бы для начала припомнить и повторять вслух и то, по какой причине и по чьей вине получилось такое чудовищное число жертв.