23 января 2024, 16:56
FacebookXVKTelegramWhatsAppEmail

«Триумфальное шествие советской власти», о котором так любили вспоминать большевики, стоило жизни тысячам сибирских крестьян

Восстание против зверств "продовольственных отрядов", отнимавших крестьянский хлеб, вспыхнуло в Западной Сибири зимой 1920–21 года. Деревни и волости поднимались одна за другой, изгоняя "хлебозаготовителей" и образуя Комитеты общественной безопасности, которые на пике восстания контролировали значительные территории на севере и юге региона.

О том, как развивались события в селе Самарово, ныне исторической части города Ханты-Мансийска, свидетельствуют воспоминания Клавдии Васильевны Хабаровой, записанные её сыном и хранящиеся ныне в краеведческом отделе Государственной библиотеки Югры.

"Стреляли с Самаровской горы. Все мы спрятались в погребе. Когда стрельба стихла, выбрались из погреба и вышли на улицу. В переулке, что вёл к реке, лежали мёртвый офицер и его убитая лошадь. Вышедший сосед снял с лошади богато убранное седло и уздечку. В село вошли красные.
Вскоре отцу сказали, что семья подпадает под раскулачивание, т. к. имеет большое хозяйство. У нас были 4 коровы, 7 лошадей и множество другой живности (до 30 голов). Василий Ананьевич занимался добычей рыбы. Возил её в Тобольск. В амбаре всегда было много рыбы – вяленой и мороженой. Рыба лежала штабелями. Семье пришлось быстро распродать всю живность.

Однажды Василий Ананьевич, вернувшись с реки, сказал, что лошади не пьют воду из проруби. Фыркают. Все проруби забрызганы кровью. В то время жители поили лошадей из прорубей, которые находились напротив улицы (сейчас это ул. Мичурина). Он сказал: "Пойду в сельсовет, чтобы проруби для казни людей перенесли". Вскоре проруби перенесли к мысу (Санаторке).
Один молодой парень, очень близкий знакомый нашей семьи, рассказывал позже мне: "В то время мне было 15 лет. Я был кошевым. Ночью ко мне в кошёвку сажали богатых людей, и я отвозил их на реку к прорубям. Там их топили. Однажды одна старуха никак не хотела тонуть, всё цеплялась и цеплялась руками за края льда. Тогда красноармеец саблей отрубил ей руки".

Фраза про раскулачивание, конечно же, некорректна. Рассказчица имела в виду не раскулачивание 1929–1931 гг., а продразвёрстку и красный террор начала 1920-х гг., которые были установлены советской властью сразу после утверждения. Эту оговорку можно объяснить не только отсутствием у малограмотной женщины исторических знаний или исторической лексики, но и одинаковым содержанием этих раздвинутых десятилетием процессов. Населению они запомнились принудительным изъятием представителями советской власти личного имущества – домашнего скота, продуктов питания, хорошей одежды, ценных предметов быта и пр. На севере Тобольской губернии, где пашню не возделывали и, стало быть, зерновые урожаи не собирали, в зачёт продразвёрстки коммунистические власти изымали рыбу, мясо и пушнину диких животных, орех, ягоду, даже тёплую одежду… Последней каплей, вызвавшей крупное антибольшевистское восстание 1921 г., было распоряжение совдепа об обязательной для каждого жителя бесплатной заготовке и вывозке из леса деловой древесины.

Большевики залили Западную Сибирь, незадолго до этого "освобожденную" Красной армией от власти Колчака, кровью крестьян, восставших против продразвёрстки.
Просто вдумайтесь, людей убивали только за то, что они не хотели отдавать красным грабителям своё зерно и умирать от голода

Источник : https://telegra.ph/Vse-prorubi-zabryzgany-krovyu-Kak-krestyane-protiv-bolshevikov-vosstali-08-30-4