Эхо
Леонид Гозман
политик
Слово злодей очень емкое и образное. Зло-дей – человек, делающий зло.
Ленин был одним из величайших злодеев в истории человечества. Если бы Керенский смог и решился бы уничтожить его летом 1917, Октябрьского переворота, скорее всего, не случилось бы. И уж, по крайней мере, путчисты не удержали бы власть. Сила воли Ленина, его организаторский талант (вместе с талантом Троцкого), его харизма были необходимыми условиями успеха большевистской авантюры.
Он был фантастически жесток (судя по тому, как в своих распоряжениях он смаковал слова повесить, расстрелять, он был еще и садистом), он был абсолютно беспринципен. Он убил и искалечил миллионы людей, он разрушил жизнь всего населения страны, он уничтожил мораль. Обычные человеческие чувства были ему неведомы, он был гением борьбы за власть.
Он был способен к компромиссу в отличие от многих из тех, кто шел за ним – Брестский мир, НЭП, готовность в 1918 согласиться на прекращение гражданской войны, чтобы за каждой группировкой, в том числе и за ним, осталась та территория, которую они удерживали на настоящий момент.
Он был одаренным человеком, но это была специфическая одаренность. По словам Крупской, они вынуждены были уехать из Парижа, так как он так и не смог выучить французский на уровне, достаточном для общения с официантом кафе – и это дворянин, выпускник гимназии. Он не получил систематического образования, экстернат – это даже хуже, чем сегодняшний заочный, а на экзаменах профессора видели в нем брата неправедно, как тогда многие считали, казненного Александра Ульянова – успешное прохождение экзамена было гарантировано. Он был графоманом, с легкостью и многословно рассуждавшим о вещах, в которых ничего не понимал – «Материализм и эмпириокритицизм». Он не выносил возражений, а после тяжелых дискуссий, по свидетельству той же Надежды Константиновны, у него были сильнейшие психосоматические реакции. Он был маленький и довольно уродливый. Но он взял страну в кулак и не выпускал, пока его не свалила болезнь. Несколько десятилетий страна прожила под тенью его портрета
Его смерть, в отличие от смерти Сталина, не принесла облегчения. Наверное, потому, что задолго до смерти он уже был отстранен от дел – умер не жестокий диктатор, а просто тяжело больной человек, на которого уже никто почти не обращал внимания.
Вряд ли кто-либо причинил нашей стране больше зла и несчастий, чем он. Будь его имя и сама память о нем прокляты, как и имена Сталина, Гитлера и Пол Пота.