"Социально опасные дети". То есть дети, родители которых репрессированы за контрреволюционную деятельность органами НКВД. За такими детьми велось особое наблюдение и за малейшие провинности на них заводили уголовные дела.
В статье снимок из фотоальбома Кунгурской трудовой колонии № 1 Управления НКВД по Молотовской области.
Создавать подобные альбомы было весьма популярным занятием у сотрудников НКВД. Фотосессии, как сказали бы сейчас, естественно, были постановочные. Фотограф должен был запечатлеть счастливые лица заключённых, уверенно вставших на нелёгкий и, порой, тернистый путь исправления. В данном случае — заключённых детей. Многим из них только-только исполнилось десять лет.
Как они жили? Колючая проволока по периметру, два жилых барака и производственные помещения. Ещё на ряде фотографий мы также видим внушительные заборы, окружающие «детскую зону» и «производственную зону».
Из документов узнаём, что в ответе на запрос прокуратуры СССР «О содержании в лагерях и исправительно-трудовых колониях несовершеннолетних заключенных»от 03.01.1945 года прокурор Молотовской области отвечает: «В большинстве случаев несовершеннолетние обуты и одеты в бушлаты взрослых. Обувь и одежда не первого сезона носки, вся реставрированная, поэтому не имеет хорошего вида, так как грязная, заношенная. … Аналогичное положение и с питанием. Наряды на мясо, рыбу, масло, сахар ГУЛАГом высланы с опозданием, … поэтому не представляется возможным своевременно получить продукты. Производится замена одних продуктов другими… В результате калорийность не выдерживается».
Сохранилось и меню кунгурской трудудовой колонии № 1 за ноябрь 1945 года, одинаковое для нескольких недель: «завтрак: суп из крупы и крапивы; обед: суп из крупы и крапивы, омлет; ужин: суп из крупы, чай». Кроме того, контрольное взвешивание обнаружило недовес в хлебной пайке и полное отсутствие овощей.
Известно, что к началу войны в Кунгурской детской колонии содержалось 1717 детей, на 500 человек больше, чем позволяли вместить лагерные бараки. В документах НКВД встречается такое понятие, как «лимит наполнения лагеря», это значит — количество нар, одежды и питания. В годы массовых репрессий, 1937−38 гг., количество заключённых резко возросло, «лимит наполнения», как и в нашем случае, был значительно превышен. То есть по факту 500 детей Кунгурской колонии не имели индивидуального спального места.
В 1938 году нескольких воспитанников Кунгурской колонии обвинили в «террористических намерениях». Далее цитата: «…ночью собирались, вели разговоры о тайге, о прочитанных книгах, о возможности построения гиперболоида системы инженера Гарина, … при помощи которого можно бы было уничтожить работников НКВД».
В начале 1940 года при колонии было организовано целое отделение для содержания осуждённых несовершеннолетних за опоздания на учебу или работу. Много детей подпали под Указ от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности». На основании этого документа за кражу горсти зерна или нескольких картофелин людей отправляли в лагерь на 10 лет.
Источник : https://telegra.ph/Socialno-opasnye-deti-12-22