31 декабря 2023, 17:07
FacebookXVKTelegramWhatsAppEmail

Сверху донизу все рабы. Российский особизм и его жертвы

Радио "Свобода"

Дмитрий Волчек

"Русский народ никогда не был и не мог быть освободителем: живущий в условиях диктатуры, а значит неволи, не может нести свободу

. Он способен принести только рабство, согласующееся с теми воззрениями, представлениями, стереотипами, которые заполняют и структурируют его сознание. У русского народа никогда не было исторической возможности выработать иное общественное сознание, кроме рабского. Сознание у нас рабское. Не имперское, как это модно сейчас говорить, а несомненно рабское. И именно о нем данный текст", – пишет Ольгерта Харитонова во вступлении к своей новой книге "Война и феминизм".

Это злободневное исследование, рассматривающее войну, развязанную в Украине, в широком историческом контексте. Ольгерта Харитонова убеждена, что путинская агрессия стала возможной благодаря рабскому сознанию русского народа. "Главные его характеристики – это твердая убежденность в том, что в основе управления обществом может лежать лишь жесткая иерархия власти и насилие. К непременным свойствам сознания русского народа относится также общинность, или соборность, когда человеку отказывают в индивидуальности, самостоятельности, личностной зрелости. И базируется это на фундаменте традиционализма. Русско-украинская война делает видимым для правовых государств преступный характер российского государства".

Ольгерта Харитонова указывает, что рабскому сознанию противостоит не сознание господина или сверхчеловека, как его называл Ницше, а гражданское сознание, отражающее и определяющее бытие людей в правовом государстве. Но у большинства россиян оно отсутствует. А есть шовинизм, страх перед властью и репрессиями и ненависть к "иному", отсюда – гомофобия, которую так умело используют путинские пропагандисты. "Осуждаются не столько иные сексуальные предпочтения, сколько то, что другой смог выйти за рамки дозволенного всем".

"С Украиной Путин обращается как с беглым рабом. Убивая, насилуя, пытая и мучая людей в Буче и других украинских поселках, городах, селах, российские солдаты могли позволить себе это не только потому, что они не относились к украинцам как к людям, а еще и потому, что они и в себе людей потеряли", – объясняет автор книги "Война и феминизм".

Ольгерта Харитонова, активистка феминистского движения, кандидат философских наук, эмигрировала в Германию в 2014 году, после аннексии Крыма. Она считает, что ситуацию не только в России, но и во всем мире может изменить феминизм – "единственная идеология, выступающая против насилия во всех его проявлениях и за переход от вертикали власти к горизонтальным договоренностям".

О своих выводах Ольгерта Харитонова рассказала в программе Радио Свобода "Культурный дневник".

– Я вспоминал, когда читал вашу книгу, хрестоматийную фразу Чернышевского: "Нация рабов. Сверху донизу все рабы". Каков облик этого рабства в XXI веке и отличается ли оно от рабства, о котором говорил Чернышевский?

– Внешне, конечно, отличается, но принцип не изменен. В России было крепостное право, а у советского человека не было ни прав, ни гражданских свобод, ни свободы сознания. Дело не только в государственном устройстве, но и в рабском сознании. Философы говорят о понятийной решетке сознания, то есть мы воспринимаем мир через сеть понятий. Глазом выхватываем те образы, явления, которые нам уже известны, которые определены в слове, и глаз через решетку этих понятий воспринимает действительность. Точно так же стереотипы в наше сознание вложены с детства, мы через них смотрим на мир. Видим кончик какого-то явления, сразу же его определяем в ячейку, потому что нам это известно, у нас принято это видеть так. Мы воспринимаем черное черным, белое белым, но само черное уже определили до нас, мы это приняли как данность. А кто-то это же черное называет белым, у него другая решетка стереотипов. Эта решетка в России не меняется. Главный и самый страшный рабский стереотип нашего сознания – великодержавный русский шовинизм. Мы считаем, что русские – великая нация, народ-богоносец, мы несем свет, свободу, жизнь другим. Когда мы покоряли Сибирь, то уже несли свет и добро другим народностям и их поглотили. А в Советском Союзе считалось, что русский народ – главный, старший брат, который определяет культуру, жизнь, язык других народностей. Это было высечено в нашем сознании, и мы этого не замечали.

– Вы отмечаете, что, согласно социологическим опросам, россияне не чувствуют вины перед афганским народом, перед чеченским народом, сейчас можно добавить сирийский. Да и многие не только сторонники, но и противники нынешней войны почти не думают о страданиях украинского народа. Только о себе. Бомбят Украину – ну ладно, а вот визу нам не дали эстонцы – это главная тема обсуждений.

– Да, действительно. Русские у нас продолжают оставаться на первом месте. Это проявление того же самого великоросского шовинизма, который мы не замечаем, воспринимаем как данность. И вот пример, который я привожу в книге. В 1987 году я преподавала в Умани в педагогическом институте и увидела телеведущую украинского телевидения. Она начинает говорить на украинском языке, и у меня ощущение, что сидит бабушка на завалинке и лузгает семечки. Потому что это "неправильный" русский язык, телеведущие так говорить не могут. Я тогда никому ничего не сказала, потому что меня саму поразило это восприятие. А какое я имею право судить о языке другого народа? Почему я ставлю русский язык выше другого языка? Это было поразительно. От этого моего великоросского шовинизма никто не пострадал, ни ведущая телепередачи, ни украинские друзья. Я промолчала, но хорошо всё продумала. И теперь, когда великоросский шовинизм действительно убивает людей, я могу сравнивать эти ситуации. И понимаю, что зло, которое сейчас творится в Украине, имеет те же самые корни.

Источник : https://www.svoboda.org/a/sverhu-donizu-vse-raby-rossiyskiy-osobizm-i-ego-zhertvy/32108435.html