30 декабря 2023, 18:18
FacebookXVKTelegramWhatsAppEmail

Они пытали за Родину… в блокадном Ленинграде

Массовые аресты сотрудников ленинградских высших учебных заведений — членов-корреспондентов Академии наук СССР, профессоров, доцентов, инженеров пришлись на самую страшную пору блокады Ленинграда: с октября 1941 года по март 1942 года. По различным источникам, из этой категории городского населения, вымиравшего от голода, по подозрению в проведении «антисоветской, контрреволюционной, изменнической деятельности» местным Управлением НКВД было подвергнуто тюремному заключению и следствию до 300 ученых и членов их семей.
Специальных исторических исследований по теме нет, архивы этого периода засекречены еще на 30 лет. Известно только, что по итогам нескольких состоявшихся судебных процессов по «делу ученых» Военным трибуналом войск Ленинградского фронта и войск НКВД Ленинградского округа было осуждено к смертной казни 32 высококвалифицированных специалиста. Все они были обвинены в создании антисоветской организации, именуемой «Комитетом общественного спасения» или «Союз старой интеллигенции», преследовавшей цель «изменения существующего политического строя и реставрации капитализма при помощи немецких оккупантов».
В отношении члена-корреспондента Академии наук СССР Владимира Сергеевича Игнатовского (а также его жены-домохозяйки Марии Ивановны Игнатовской), профессора С.М. Чанышева, доцентов Николая Артамоновича Артемьева и Константина Алексеевича Любова приговор был приведен в исполнение. Члену-корреспонденту Академии наук СССР Николаю Сергеевичу Кошлякову, профессорам Андрею Митрофановичу Журавскому, Константину Ивановичу Страховичу и другим высшая мера наказания была заменена на различные сроки исправительно-трудовых лагерей. Многие из ученых погибли в следственной тюрьме и лагерях. За успешно проведенную «оперативно-следственную работу» к боевым наградам было представлено 25 сотрудников Управления НКВД Ленинградской области.
В 1954 году, в ходе набиравшего скорость реабилитационного процесса, органы прокуратуры получили право по жалобам осужденных востребовать следственные дела из архивов органов госбезопасности. Проверка установила, что «Комитет общественного спасения» являлся провокацией работников Управления НКВД — И.К. Альтшуллера, С.Ф. Занина, И.А. Кожемякина, С.И. Огольцова, И.В. Подчасова и других. Военной прокуратурой было также установлено, что арестованные в результате избиений, физических и моральных пыток, угроз расправы с членами семей принуждались к ложным показаниям на себя и своих коллег. В 1955 году Военной коллегией Верховного суда СССР и Военным трибуналом Ленинградского военного округа приговоры всем осужденным были отменены, а дела на них прекращены за отсутствием состава преступления. В отношении ленинградских чекистов в Особую инспекцию Управления кадров КГБ при СМ СССР поступило определение о возбуждении уголовного преследования за фальсификацию дел. После проведенного расследования почти все они были уволены из органов ГБ по «фактам, дискредитирующим звание офицера», лишены пенсий и льгот.
В июле 1957 года по решению Секретариата ЦК КПСС Комитету партийного контроля было поручено рассмотреть вопрос о «нарушении социалистической законности» работниками Ленинградского Управления НКВД в годы войны. 14 февраля 1958 года состоялось заседание КПК при ЦК КПСС, на котором все упомянутые выше чекисты были исключены из партии. Краткий протокол этого заседания вместе с прилагаемой справкой КПК был опубликован лишь в 1996 году. Ниже будет опубликовано заключение Особой инспекции КГБ СССР, на котором основывались выводы КПК, свидетельства выживших репрессированных ученых и опросы обвиняемых чекистов. Документы позволяют приоткрыть занавес над драматическими событиями, происходившими в блокадном Ленинграде.
Ленинградские чекисты, обвиненные в главном пороке сталинской системы госбезопасности — «выбивании» признательных показаний у арестованных и фальсификации следственных материалов выйдут сухими из воды, отделаются лишением некоторых наград, исключением из партии и в 1970 году многие из них будут просить о реабилитации. Остается добавить, что и в настоящее время полноценное, независимое расследование этого сложного, запутанного и бесчеловечного сюжета невозможно, поскольку все его ключевые исторические источники недоступны. Часть документов были извлечены из делопроизводства КПК при ЦК КПСС, хранящегося в Российском государственном архиве социально-политической истории

Источник : https://bessmertnybarak.ru/article/oni_pytali_za_rodinu/