Женщины ГУЛАГа - особая и бесконечная тема для исследований. В жезказганских архивах находятся строжайше засекреченные документы, взывающие к справедливости и милосердию. Тщетно. У палачей их нет.
Над женщинами издевались пьяные лагерные начальники, а они сопротивлялись насилию как могли - писали жалобы, на которые, естественно, никто не реагировал, а также листовки и плакаты. За всякий протест им либо добавляли срок, либо расстреливали. Расстреливали тут же.
Антонина Николаевна Константинова отбывала срок в Простоненском отделении Карлага. 20 сентября 1941 года приговорена к расстрелу за листовку, в которой писала, что из-за отсутствия одежды не может выходить на работу. К тому же является инвалидом и требует медицинской помощи.
Пелагея Гавриловна Мягкова, родившаяся в 1887 году в селе Богородском Московской области и отбывавшая срок в Каражале Карагандинской области, расстреляна по приговору лагерного суда за слова о том, что в колхозы заставляли вступать насильно.
Мария Дмитриевна Таратухина родилась в 1894 году в селе Успенском Орловской области, расстреляна в Карлаге за слова о том, что Советская власть разрушила церкви.
Эстонке Зое Андреевне Кэоск добавили десять лет за то, что она отказалась "дружить" с начальником лагерного пункта.
Берлогиной Наталье Федоровне добавили столько же за то, что ее избивал стрелок конвойного отделения, а она не выдержала и пожаловалась.
В жезказганских архивах под большим секретом хранятся тысячи подобных дел, в том числе листовки женщин, написанные ими на кусках простыней, портянках, на клочках бумаги. Писали на стенах бараков, на заборах, о чем говорят материалы тщательного по каждому случаю такого "преступления" расследования.