100 лет назад, 21 февраля 1922 года, российский философ Питирим Сорокин, выступая на торжественном собрании, посвященном 103-й годовщине Петербургского университета, произнес свою знаменитую речь, которая вошла в историю под названием "История не ждет, она ставит ультиматум!".
Вот отрывок из этого выступления. Ничего не напоминает?
"Великая Русская Равнина стала великим кладбищем, где смерть пожинает обильную жатву, где люди едят друг друга. Мы сейчас похожи на людей, ошарашенных ударом дубины, заблудившихся и ищущих, страстно и горячо, до боли, до исступления – нужного до смерти выхода. Ищем, тычемся туда и сюда, подобно слепым щенятам, но темно кругом. А история не ждет, она ставит ультиматум: бьет грозное: mementomori, бьет двенадцатый час нашей судьбы и решается наше: быть или не быть.
Мы должны двинуться в дальнейшее историческое странствие. Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, – это знание, это чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно главу перед чем бы то ни было, науку точную, как проверенный компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение. Берите ее в максимально большом количестве. Без нее вам не выбраться на широкий путь истории. Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическому. Времена «сладкого ничегонеделанья» – кончились. Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего – творец и созидатель.
Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы и никогда в таком изобилии не вращались на житейской бирже, как теперь, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах. Это гораздо труднее, но это нужно сделать, ибо я не знаю ни одного великого народа, не имеющего здоровой морали в действиях. Иначе… смердяковщина и шигалевщина потопят нас. Иначе вы будете иметь ту вакханалию зверства, хищничества, мошенничества, взяточничества, обмана, лжи, спекуляции, бессовестности, тот «шакализм», в котором мы сейчас захлебываемся и задыхаемся".
Сорокин призывал интеллигенцию ни в коем случае не покидать Россию, а спасти ее.
И что же случилось дальше? Питирим Александрович тогда еще не знал, что для его коллег большевистская власть совсем скоро приготовит "философский пароход", а его самого, говоря словами Ленина, "вежливо выпроводит из страны" поездом. Страна откажется от своего гения и выдворит его 26 сентября 1922 года. С 1930 года Питирим Сорокин официально станет американским философом, а затем профессором Гарвардского университета , первым профессором социологии в этом университете, а в 1965 году — президентом Американской социологической ассоциации.