От Иордании до Ливана и Красного моря нападки на интересы США и Европы усиливаются.
Напряженность на Ближнем Востоке растет после того, как Вашингтон пообещал отреагировать на атаку беспилотника поддерживаемых Ираном боевиков, в результате которой погибли трое американских солдат.
Конфликты по всему региону резко обострились с момента начала войны между Израилем и ХАМАС в октябре. Но означает ли это, что возможна более масштабная война?
Воскресный удар, который, по словам официальных лиц США, был нанесен по базе в Иордании поддерживаемой Ираном группировкой из-за границы с Сирией, произошел на фоне борьбы возглавляемой США военно-морской коалиции с повстанцами-хуситами в Красном море.
Поддерживаемая Ираном «Хезболла» запустила волны ракет из Ливана, и Израиль нанес ответный удар. Война в секторе Газа между Израилем и ХАМАСом, унесшая десятки тысяч жизней и вызвавшая гуманитарную катастрофу, продолжается беспрепятственно.
Весь регион сейчас готовится к новому насилию.
Ответят ли США?
В обращении после нападения в Иордании президент США Джо Байден прямо возложил вину на «радикальные группировки боевиков, поддерживаемые Ираном, действующие в Сирии и Ираке», и пообещал нанести ответный удар «в то время и в месте по нашему выбору».
Иран отрицает прямое участие, заявляя, что группы в регионе «не подчиняются приказам Ирана в своих решениях и действиях».
За последние десятилетия прямой конфликт между Ираном и США грозил разразиться много раз, но обе стороны избегали его.
Однако внутриполитические соперники Байдена отмечают, что с начала израильского нападения на сектор Газа было совершено более 160 нападений на американские войска, и обвиняют Белый дом в том, что он не предпринимает достаточных мер для сдерживания Тегерана.
«Он оставил наши войска в покое», - заявил сенатор-республиканец Том Коттон. «Единственным ответом на эти нападения должно быть разрушительное военное возмездие против иранских террористических сил, как в Иране, так и на Ближнем Востоке».
Однако, находясь у власти, и республиканцы, и демократы избегали открытой конфронтации с Ираном.
Бывший президент Дональд Трамп, который является фаворитом в выдвижении кандидатуры от Республиканской партии , чтобы бросить вызов Байдену, во время своего президентства угрожал атаковать Иран , но на самом деле так и не сделал этого — вместо этого он ударил по Тегерану санкциями и ударил по его региональным доверенным лицам.
Тем не менее, Трамп отдал приказ нанести авиаудар по Багдаду в 2020 году, в результате которого был убит Касем Сулеймани, командующий силами «Кудс», подразделением Корпуса стражей исламской революции, ответственным за экстерриториальные и тайные военные операции. Тегеран пригрозил массированным ответом, но в конце концов отступил от края пропасти.
Ястребы в Вашингтоне приводят это как доказательство того, что Байден может быть намного сильнее в отношениях с Ираном и не вызвать более серьезного возмездия.
Тем не менее, Элоиза Файе, исследователь аналитического центра IFRI в Париже, заявила, что США вряд ли нанесут прямой удар по Ирану, если не будет доказано, что Тегеран заказал атаку.
«Ответом США, скорее всего, станут удары по партнерам [Ирана]», - сказала она.
Такую же оценку высказал Эндрю Борин, бывший сотрудник американской разведки и директор по глобальной безопасности разведывательной фирмы Flashpoint.
«Расчет рисков, связанных с войной с самим Ираном, будет непростым и должен включать в себя оценку любого иранского ядерного потенциала, а также следующие шаги режима», - сказал Борене. «Это также потребует оценки позиций партнеров и союзников Америки в регионе, таких как Саудовская Аравия, Иордания, Турция, Израиль и Египет».
Politico